Электроника уже давно стала неотъемлемой частью жизни каждого
человека. Планшеты, электронные книги, беспроводной доступ в Интернет и даже мобильные телефоны стали не только привычкой, а практически зависимостью от информации. Эти и множество других привычек можно и нужно использовать HR- и T&D-специалистам в своих целях. Об этом мы расспросили провайдеров e-learning. Открытый доступ ко многим источникам информации способствовал положительным тенденциям в обществе — читать и учиться стало модно. Распространение планшетов типа iPad и онлайн-магазинов приложений, которые делают доставку контента очень легким делом, способствует росту популярности дистанционного обучения, которое по своей сути существенно изменилось по сравнению с докризисными временами.На языке цифрПо данным компании Cegos 50% сотрудников европейских компаний хотят обучаться больше при помощи электронного обучения и смешанных программ, тогда как только 40% европейских HRов планируют развивать эти формы обучения. 89% сотрудников довольны или очень довольны е-курсами и программами смешанного обучения. 44% сотрудников также предпочли бы использовать инструменты совместного обучения (блоги, вики, форумы), тогда как только 32% HR-ов планируют развивать практику корпоративного обучения через эти каналы.
По данным компании Boost eLearning, которая специализируется на тренингах поисковых навыков для работы с Google, в среднем офисный сотрудник тратит на поиск информации в Google 30 минут в день, при этом 40% результатов поиска не обеспечивают его нужной информацией.
Пробы пера
«В 2008 году компании с большей готовностью тратили деньги на инвестиционные проекты, которые были не совсем понятны с точки зрения возврата инвестиций», — считает Андрей Кравчук, коммерческий директор ISM Ukraine. В это время много внимания уделялось разработкам комплексных решений по автоматизации всех процессов управления персоналом. Что же касается обучающих курсов, то они радовали взгляд своей красочностью и разнообразными анимированными решениями. Каждому сотруднику обеспечивался доступ к общей системе e-learning.
С усложнением экономической ситуации большинство компаний столкнулись с задачами срочно урезать расходы на обучение и в тоже время увеличить эффективность решений. В данный период компании стремились создать себе «подушку безопасности» и воздерживались от внедрения инноваций, но долгосрочное стратегическое планирование многих подтолкнуло к идеи расширения пакета курсов e-learning. Андрей Кравчук отмечает, что «в момент „пика“ кризиса провайдеры, системные интеграторы, компании специализирующиеся на разработке электронного обучающего контента (e-courses) значительно снизили цены на свои услуги.Качество же оказываемых услуг значительно выросло, вытесняя или заставляя „мелкие“ компании-разработчики объединяться для выживания на рынке». В этот период возрастает доля альтернативных решений, например, слайдоподобных курсов, с минимумом анимации, зачастую даже без озвучивания. Также компаниям предложили услуги аренды системы дистанционного обучения (СДО) на серверных мощностях провайдера, аренды контента, аутсорсинг бизнес-процессов в области обучения и онлайн тестирования. Таким образом, рыночные предложения расширились, появились SaaS-модели услуг в e-learning.
Светлана Масюкевич, эксперт компании Competentum, считает, что в условиях ограниченности ресурсов, технологии e-learning вышли на первое место среди других традиционных способов обучения и передачи знаний: «С другой же стороны, из-за отсутствия существенного бюджета многие компании, вынужденные довольствоваться имеющимся контентом, замедлили рост рынка e-learning продуктов. По нашим оценкам снижение потребления ИТ-решений для электронного обучения на корпоративном рынке доходило до 40% в сравнении с докризисными показателями». (В данный период особое значение приобрели внутренние эксперты в области разработки электронных курсов).
Ренессанс и рационализация
Со второго полугодия 2010 года в наблюдается оживление рынка, связанное с улучшением финансового состояния устоявших в кризис компаний и популяризацией e-learning. «Наш рынок оживился, это очевидно для всех игроков рынка, и экономическая ситуация в целом стала более здоровой, и интерес к соверменным технологиям растет. Только за 4 последних месяца 2010 года решение о внедрениии и модернизации СДО приняли: сеть супермаркетов COMFY, Укрсоц Банк, Банк Форум, Кивская Птицефабрика, Шосткинский Гор. Мол. Завод, Телекоммуникационная Группа VEGA, сеть аптечных супермаркетов ФармаСтор, интегратор систем энергосбережения „Megaland“. Грядущий год не обманет наших самых смелых ожиданий, при этом важно быть готовыми ответить на потребности конечного клиента. Соверемнный покупатель корпоративного e-Learning хочет функционал, который в точности отвечает его процедуре обучения/оценки. Выросли требования к курсам, ответственные за обучение и развитие увидели, что анимированные элементы (виртуальные персонажи, насыщенная анимация, элементы симуляций) увеличивают эффект от прохождения курса и хотят иметь их в своем распоряжении. Сумеем ли мы ответить на ожидания рынка — это настоящий вызов, и каждый ответит на него по-своему», — отмечает Виктор Харчевский, руководитель отдела продаж компании Technomatix. «Если до кризиса внедрением СДО были заинтересованы промышленные гиганты и крупные компании, в кризис e-Learning стал пользоваться спросом у банков и страховых компаний, то в пост-кризисный период к задачам внедрения электронного обучения подошли торговые компании, сети и средний бизнес», — считают в компании Competentum. Вопрос стоимости, по-прежнему, остается одним из первых — компании выбирают бесплатное программное обеспечение и стремятся, чтобы большая часть их затрат оплачивала интеграцию и кастомизацию (настройку под нужды пользователя), обеспечивая комфортную работу с курсом.
В таких условиях HR-менеджеры, как правило, предпочитают использовать готовые курсы — «пакеты», разработанные для решения определенных задач. Такие продукты помогают дополнить или закрепить знания, полученные сотрудниками путем очных тренингов. «Основным инструментом является LMS (Learning Management System — Система Дистанционного Обучения), которая позволяет администрировать процесс дистанционного обучения: доставлять контент, получать отчеты о результатах прохождения курсов, прогресса/регресса обучения того или иного сотрудника и т. д.», — рассказывает Андрей Кравчук. Алексей Корольков, генеральный директор компании Websoft, по своему опыту утверждает: «готовые курсы могут покрыть не более 20—30 процентов потребностей компании в электронном обучении, во всех остальных случаях поможет индивидуальная разработка, своими силами или с привлечением аутсорсеров».
Для T&D-менеджеров интереснее другой продукт — LCMS (Learning Content Management System), позволяющий разрабатывать и совершенствовать электронные курсы, импортируя знания, умения, навыки, кейсы и методические материалы в четко структурируемое «древо курса». Компании, специализирующиеся на предоставлении услуг очного обучения, пользуясь «затишьем на рынке» рационально использовали внутренние ресурсы, разрабатывая электронные курсы стандартных и индивидуальных программ обучения. Таким образом, увеличив пакет предоставляемых услуг.
Для дистанционного обучения характерны следующие темы:
· Бухгалтерский учет;
· Законодательство;
· Программирование;
· Товарный ассортимент конкретных торговых сетей;
· Внутренние процедуры в организациях;
· Инновации и нововведения;
· Охрана труда и т. д.
Если для обучения законодательству можно купить хорошие готовые курсы, то, например, для обучения торгового персонала ассортименту нужна разработка курсов с учетом специфики определенных продуктов. «Курсы „система корпоративной культуры и этики“, „система корпоративных ценностей“, „вводный курс для нового сотрудника“ и т. д. — это курсы, которые 100% индивидуальны, более того контент для разработки этого курса уникальный у каждой компании», — подчеркивает коммерческий директор ISM Ukraine.
Продолжая экономить ресурсы, некоторые компании осваивают новые формы сотрудничества, объединяя усилий ради создания высококачественного обучающего контента. «Даже конкурирующие компании объединяют свои бюджеты, формируют общие запросы для разработки более дорогого контента, которым в последствии владеют совместно», — комментирует Виктор Харчевский. Корпоративные потребители постепенно становятся «продавцами» услуг e-learning. «Компании, владеющие учебно-методической базой и многолетним опытом использования СДО, выходят на рынок с альтернативными предложениями — использовать их корпоративные библиотеки (а равно, и их технологические платформы) для подготовки сотрудников других организаций, компаний и холдингов», — объясняет Светлана Масюкевич. Ярким примером такой активности стал альянс «Амплуа» и Корпоративного университета РУСАЛ.
Не перестают экспериментировать со стоимостью продуктов и провайдеры услуг. В компании Competentum, например, разработали новую систему лицензирования учебного контента. При запросе о приобретении курса большинство компаний хотят иметь контент в неограниченное время для неограниченного количества пользователей. Провайдеры готовы предоставлять учебный контент по безлимитной схеме, но стоимость курса при этом может достигать нескольких тысяч у. е. Реальное потребление курса у компании-покупателя может оказаться разовым и немногочисленным. Новая система лицензирования курсов дает возможность сократить расходы компании-покупателя, если на этапе планирования покупки точно определить, сколько реальных пользователей будет у конкретного курса, и заказать только такое ограниченное количество лицензий. Стоимость курса в суммарном отношении снижается до нескольких сотен у. е. При этом заказчик всегда вправе докупить новую порцию лицензий, когда ему это необходимо.
Путь к системе
Разрабатывая систему дистанционного обучения компании, как правило, начинают с внедрения одного из элементов электронной системы, а затем развивают остальные. Первым реализуют наиболее энергоемкий процесс, чтобы получить эффект уже в краткосрочной перспективе. Например, автоматизируют комплексную оценку персонала. Долгосрочная цель — развитие полноценной системы, автоматизирующей обучение, оценку персонала и развитие карьеры (включая рекрутинг).
На данный момент на рынке существуют следующие инструменты дистанционного обучения:
· простые курсы и тесты с помощью инструментов самой системы;
· инструменты, позволяющие сделать курсы более красочными, для самостоятельной разработки курсов (Adobe Connect, Trivantis Lectora, CourseLab);
· готовые (уже созданные) курсы по различным темам (Управление Проектами, Лидерство, Финансы, Управление Людьми, Курсы по Офису, Курсы для IT) доступные для установки в систему;
· курсы на заказ, разработка красочных, анимированных, изобилующих эффектами курсов на различную тематику;
· редакторы электронных курсов (например Courselab Teamwork — решение для коллективной работы команды разработчиков над интерактивным мультимедийным электронным курсом, автоматизирующее весь процесс разработки — от формирования плана и команды проекта до генерации пакета с курсов в нужном формате);
· технические решения позволяющие виртуальные встречи (вебинары).
Наше прекрасное Завтра
Данные бенчмаркинга Trainings INDEX 2010 свидетельствуют о слабой интеграции е-обучения в систему обучения в целом на данный момент. Говорит об этом разрыв между числом компаний, использующих смешанное обучение (31%), и числом компаний, использующих обязательные или необязательные е-курсы (62% и 73% соответственно). Разрыв наблюдался и в 2008 году, а в 2009 он стал еще больше предположительно за счет большого числа стартапов электронного обучения в компаниях. Эта тенденция сохраняется.
Несмотря на сложности, которые создает несовершенство LMS и следующих их поколений — TMS (talent Management Systems), — зарубежные коллеги не видят будущего е-обучения без них. 79% респондентов опроса ELearning! планируют дорабатывать, заменять или делать апгрейд существующей LMS или TMS. Основным движущим фактором к инвестициям в эти платформы, по мнению ELearning!, является развитие форм и методов обучения, которые необходимо увязывать в единую систему.
Прогнозы на будущее более, чем радужные. Компании генерируют ноу-хау, которые перестают быть таковыми уже через несколько месяцев или даже недель. Существует естественный закон «перетекания информации», с которым бороться бессмысленно, расходуя свою энергию на то, чтобы лишь замедлить его. Обеспечивая более быстрое «перетекание» информации внутри компании и за ее пределами, можно ускорить генерирование «свежих» открытий, взамен распространившихся. E-learning — это платформа, которая помогает генерировать новые идеи и распространять их среди сотрудников. В компании Technomatix считают, что в 2012 году у каждого корпоративного сайта компании с численностью более 500 сотрудников будет внутренний раздел для персонала со страницами — аналогами социального профиля, простой и понятно структурированной базой знаний компании (корпоративная Wiki, тематический форум) и базой кейсов и примеров. В 2015 году, такие порталы будут у каждой компании с численностью от 50-ти сотрудников.
На данный момент эксперты компании «Амплуа» отмечают следующие тенденции в развитии дистанционного обучения:
· Этап «WOW!» сменился этапом привычности. Следующий шаг — работа над эффективностью = E-learning перестал быть инновацией: У новых клиентов не возникает вопрос «Зачем?». Есть вопросы «Как?» и «Когда?»;
· Популярность вебинаров растет, как открытых, так и корпоративных;
· Акцент на комплексный подход к автоматизации HR;
· HR-портал — универсальный инструмент развития персонала;
· Дешевые решения на принципах аренды приложений;
· Объединение нескольких компаний для создания одного продукта более высокого качества.
Что нас ждет в ближайшем будущем, увидим уже очень скоро. Новые технологии покоряют мышление и развивают потенциал человека.
Автор: Анна Пихота, портал Trainings.ua, Амплуа-Киев
Комментариев нет:
Отправить комментарий