воскресенье, 4 сентября 2011 г.

Ученый, наделенный синдромом саванта и даром синестезии,

рассказывает, как он воспринимает мир, а также предлагает новые методики познания, разработанные при изучении его структуры мышления.


Я высокофункциональный аутист с синдромом саванта. Это очень редкое состояние, которое в моем случае дополнено полным самосознанием и владением языком. Когда люди встречают меня, они обычно просят вычислить квадратный корень какого-нибудь шестизначного числа. Но вообще-то я всю жизнь изучаю природу восприятия, то, как разные типы восприятия порождают разные типы знания и понимания окружающей действительности.

Человек интуитивно чувствует, в какую область числового ряда попадет ответ на математический вопрос. Не зная незнакомого языка, вы поймете эмоциональную окраску того или иного слова. Я считаю, что наше персональное восприятие играет ключевую роль в том, как мы приобретаем знания. Эстетические суждения, а не абстрактные умозаключения направляют и формируют процесс познания. Я радикальный пример этой теории.

Мое состояние называется синестезией. Слова и цифры для меня неотделимы от цвета, эмоций и личности. Каждая цифра у меня в голове обладает своим цветом и характером. Единица — вспышка белого света , шесть — маленькая черная дыра. Тройка — зеленая. Четверка — голубая. Я могу нарисовать картину по мотивам умножения двух простых чисел: трехмерные фигуры и пространство между ними создают новую форму, которая является ответом. Цифры и слова для меня — это цвета, эмоции, текстуры.

Расчеты, которые я провожу в голове, — это визуализация той или иной задачи. Например, сколько будет 64 умножить на 75? 64 — это квадратное число, а значит, его можно представить в виде квадрата 8 х 8. Так появляется форма, которую легче воспринимать. Теперь возьмем 75. Его легко представить как элемент числа 100, то есть квадрата 10 х 10. Нам остается только наложить эти фигуры друг на друга. В школе математику преподают совсем по-другому.

Схожим образом поэты и писатели работают с языком (Набоков, кстати, обладал  даром синестезии). Моя теория состоит в том, что язык развивается таким образом, чтобы звуки совпадали с интуитивным ожиданием слушателя от того или иного слова. Любой из нас может видеть мир так же: понять, что слова и цифры наделены цветом, эмоциями, фактурой, формой. Мир гораздо богаче, чем кажется. Надеюсь, вы сможете взглянуть на него по-другому.
_________________
Дэниэл Тэммет, писатель, лингвист, преподаватель. Создатель Optimnem (optimnem.co.uk) — набора оригинальных образовательных техник. Автор нескольких книг по теории сознания. Установил европейский рекорд, цитируя по памяти число пи на протяжении пяти часов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий