В конце 70-х годов прошлого века появился термин «информационный взрыв».
Под этим термином понималось лавинообразное увеличение количества
публикаций в научных журналах.
Тут же появилась страшилка, что развитию науки приходит конец, потому что очевидно, что в условиях увеличения количества публикаций ни один ученый не сможет адекватно следить за состоянием своей научной отрасли, потому что не хватит времени.
Как пишет культуролог Михаил Эпштейн:
«Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический…
Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности.
Человечество может себя прокормить — но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом?
Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?»
Ну и дальше науку ждет безрадостное будущее: полное разобщение ученых по маленьким уголкам, где каждый знает очень хорошо свой маленький кусочек темы, но не представляет всей картины. А уж что и говорить про обычного человека, удел которого питаться крошками со стола науки. И понять в этом мире ему ничего не дано.
Термин прижился, стал очень популярен. И сейчас данная модель развития знаний уже воспринимается как банальность.
Но не все так просто. Еще об информационных технологиях и информатике на сайте http://iin.do.am
Итоги таковы:
В 1986 году объем хранимой информации составлял 2,6 экзабайта (1 экзабайт = миллиард гигабайт).
В 2007 году – уже 295 экзабайт.
В переводе на понятный язык это выглядит так. Если разделить всю информацию на всех людей, то в 1986 году вам бы вручили CD-диск на 700 Мб. Это ваша часть мировой информации.
В 2007 году вам бы вручили уже 65 компакт-дисков.
Как вы понимаете, дальше будет только больше. Что же делать? Как не оказаться погребенным под лавиной информации?
В качестве курьеза можно привести такой факт. В советские времена в Санкт-Петербурском институте физиологии им. Павлова на протяжении десятков лет ставились дубликаты опытов академика Павлова.
А дубликаты опыта Майкельсона-Морли ставились с 1881 до 1927 года, то есть больше 40 лет!
В этих примерах речь идет о полном копировании опытов, что фактически бессмысленно. Но, даже когда речь идет о настоящей науке, получение нового научного знания – это реальная редкость.
Большинство научных публикаций – это копирование известных фундаментальных знаний с теми или иными прикладными вариациями.
Действительно серьезные научные прорывы встречаются так редко, что их заметить совсем нетрудно.
Поэтому говорить о том, что ученый не может следить за тем, что происходит в его сфере – это несерьезно.
К тому же, в начале 21-го века многие научные журналы потеряли ту государственную поддержку, какую имели раньше, особенно во время противостояния СССР и США и попросту стали закрываться.
Так что информационный взрыв уже прошел. Можно отряхнуться и вылезать из окопов.
Что уж говорить о компьютерных файлах. Подавляющая часть из этих экзабайт создается простым копированием уже существующей информации и не представляет никакой ценности. И даже если взять оригинальную информацию, то большей частью, это просто мусор, который можно удалять без сожаления.
Тут же появилась страшилка, что развитию науки приходит конец, потому что очевидно, что в условиях увеличения количества публикаций ни один ученый не сможет адекватно следить за состоянием своей научной отрасли, потому что не хватит времени.
Как пишет культуролог Михаил Эпштейн:
«Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический…
Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности.
Человечество может себя прокормить — но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом?
Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?»
Ну и дальше науку ждет безрадостное будущее: полное разобщение ученых по маленьким уголкам, где каждый знает очень хорошо свой маленький кусочек темы, но не представляет всей картины. А уж что и говорить про обычного человека, удел которого питаться крошками со стола науки. И понять в этом мире ему ничего не дано.
Термин прижился, стал очень популярен. И сейчас данная модель развития знаний уже воспринимается как банальность.
Но не все так просто. Еще об информационных технологиях и информатике на сайте http://iin.do.am
Лавина информации
XXX: Человеческий мозг – сложнейший орган
и никакой компьютер не сравнится с ним!
УУУ: более того, нередки случаи,
когда люди осваивали компьютер и интернет,
но не могли освоить мозг
bash.org.ru
В феврале 2011 года в журнале Science был приведен весьма любопытный
расчет. Используя статистические данные по всем странам мира,
исследователи подсчитали приблизительный объем информации, накопленный
человечеством.и никакой компьютер не сравнится с ним!
УУУ: более того, нередки случаи,
когда люди осваивали компьютер и интернет,
но не могли освоить мозг
bash.org.ru
Итоги таковы:
В 1986 году объем хранимой информации составлял 2,6 экзабайта (1 экзабайт = миллиард гигабайт).
В 2007 году – уже 295 экзабайт.
В переводе на понятный язык это выглядит так. Если разделить всю информацию на всех людей, то в 1986 году вам бы вручили CD-диск на 700 Мб. Это ваша часть мировой информации.
В 2007 году вам бы вручили уже 65 компакт-дисков.
Как вы понимаете, дальше будет только больше. Что же делать? Как не оказаться погребенным под лавиной информации?
Мнимая проблема
Поблагодарим мудрую природу за то,
что нужное она сделала легким,
а тяжелое ненужным.
Эпикур
Во всех этих рассуждениях все время упускается важный момент. А
почему все научные публикации или компьютерные файлы принимаются как
одинаково важные?что нужное она сделала легким,
а тяжелое ненужным.
Эпикур
В качестве курьеза можно привести такой факт. В советские времена в Санкт-Петербурском институте физиологии им. Павлова на протяжении десятков лет ставились дубликаты опытов академика Павлова.
А дубликаты опыта Майкельсона-Морли ставились с 1881 до 1927 года, то есть больше 40 лет!
В этих примерах речь идет о полном копировании опытов, что фактически бессмысленно. Но, даже когда речь идет о настоящей науке, получение нового научного знания – это реальная редкость.
Большинство научных публикаций – это копирование известных фундаментальных знаний с теми или иными прикладными вариациями.
Действительно серьезные научные прорывы встречаются так редко, что их заметить совсем нетрудно.
Поэтому говорить о том, что ученый не может следить за тем, что происходит в его сфере – это несерьезно.
К тому же, в начале 21-го века многие научные журналы потеряли ту государственную поддержку, какую имели раньше, особенно во время противостояния СССР и США и попросту стали закрываться.
Так что информационный взрыв уже прошел. Можно отряхнуться и вылезать из окопов.
Что уж говорить о компьютерных файлах. Подавляющая часть из этих экзабайт создается простым копированием уже существующей информации и не представляет никакой ценности. И даже если взять оригинальную информацию, то большей частью, это просто мусор, который можно удалять без сожаления.
Проблема не в том, что знаний слишком много,
проблема в том, чтобы не забивать голову всяким мусором.
проблема в том, чтобы не забивать голову всяким мусором.
Согласна, большинство "открытий" - полный мусор, ради которого не стоит даже "отрывать попу" от стула или же вообще заморачиваться с ними! Чего только стоят все исследования английских ученых за последние лет 20! Это и почему вкус груши отличается от вкуса яблока, и почему ложка имеет такую форму, какую имеет, и как эрекция и оргазм влияют на рост волос, и тому подобная лабудень - всего хлама и не перечислить! Но ученые получают за это деньги налогоплательщиков в виде зарплаты! Ладно - это в богатой Англии! Но ведь подобное есть и в России, и в Украине!
ОтветитьУдалить(В Украине академик Бебик, который "открыл", что Христос и Будда - украинцы, т.к. первый родился в Христиновке, а второй - в селе Будды!)...